Дмитрий Шишкин – российский пианист, лауреат XVII международного конкурса им. Фридерика Шопена, победитель международного конкурса исполнителей в Женеве. В июне этого года занял второе место на одном из наиболее престижных конкурсов в мире – XVI международном конкурсе им. Петра Чайковского в Москве. В сентябре он дал два концерта в Польше.

За многолетнюю журналистскую деятельность приходилось брать интервью в самых разных местах, но вот в зале для торжественных собраний монахов в мужском монастыре – первый раз.

Цистерцианский монастырь – аббатство в Вонхоцке, расположенное у подножья Свентокшиских гор. Основанный в 1179 году, монастырь считается лучше всего сохранившимся памятником романской архитектуры в Польше. В этом году он отмечает своё 840-летие!
Приехали мы в это удивительное место потому, что вот уже девятый раз здесь проходит ежегодный музыкальный фестиваль Bach u Cystersów.  Старые, средневековые стены аббатства, таинственная атмосфера, связанная с монастырской жизнью, великолепная акустика костёла – всё это привело к тому, что здесь зазвучала музыка. И музыканты сюда приезжают, прямо скажем, из „высшей лиги”. В тот день в аббатстве играл российский пианист, один из самых ярких и виртуозных исполнителей молодого поколения, которого даже критики называют вундеркиндом фортепьянной игры – Дмитрий Шишкин.

Звучал Бах, Скарлатти, Дебюси, Чайковский и Рахманинов. Когда стихли аплодисменты, к слову, только после четвёртого произведения, исполненного на „бис”, и восторженные зрители разбрелись по коридорам аббатства, чтобы обменяться впечатлениями, нам удалось найти укромное место и поговорить с Дмитрием Шишкиным.

  • В Вашей жизни Польша неожиданно заняла довольно большое место. Из чего складывается Ваша „польская история”?

– Всё началось с моего участия в XVII Международном конкурсе имени Шопена. И так получилось, что здесь я встретил своего друга, а теперь и моего агента (импрессарио) по Польше Анджея Халужа. На сегодняшний день мы с ним отыграли около пятидесяти концертов, объездив почти всю Польшу.

  •  А есть ещё какая-нибудь страна, где бы Вы так часто выступали?

– Вы знаете, я даже не задумывался об этом… Мне кажется, нет!

  •  А вот Вы за что любите Польшу?

– Во-первых, это культура. Во-вторых, музыкальная составляющая, с которой я очень тесно связан здесь. Каждый раз, когда я сюда приезжаю, я наслаждаюсь и музыкой, и людьми, которые меня окружают. Мне  стали очень близкими места, где я выступаю в Польше. В-третьих, у меня появились здесь уже друзья и я стараюсь с ними встречаться, особенно когда я играю в Варшаве.

  • По каким критериям Вы выбираете программу для сольного выступления?

– Это, в первую очередь, зависит от общей концепции фестиваля или концерта. Здесь, например, я сыграл концерт барочной музыки, потому что само место к этому располагает. Но обычно я выбираю программу, которая мне нравится. В последнее время меня увлекает музыка русского романтизма.

  •  Каждый музыкант выбирает свою дорогу. Но, может, у Вас есть кто-то из музыкантов, кто Вас вдохновляет?

– Меня восхищает Михаил Васильевич Плетнёв (пианист, дирижёр и композитор – от ред.) Мне посчастливилось с ним общаться и много играть. И в марте будущего года мы снова будем играть вместе. Это настолько интересный и глубоко мыслящий человек! Мне кажется, что для меня, молодого человека, очень полезно это общение, и даже само его присутствие. Гораздо лучше и внятнее воспринимается его игра вблизи, нежели со сцены. Видны все нюансы, штрихи… А когда сидишь в концертном зале – это всё сливается. Иногда не понимаешь, как он вообще это делает, настолько он способный музыкант!

  • Когда Вы подходите к роялю, то начинается Ваш диалог с композитором, или со зрителем?

– В основном, я сконцентрирован только на музыке, я абстрагируюсь от аудитории. Она мне даже немножко мешает… Мне гораздо комфортнее играть на большой сцене, когда никого не видно. Тогда я становлюсь более свободным. Не раскованным, а именно более свободным. И я погружаюсь  в созвучия, в саму музыку. Конечно, в голове появляются какие-то идеи, картины. Для меня музыка часто ассоциируется с живописью.

  • Сегодня Вы сыграли четыре сонаты Доминико Скарлатти.
    С чем его музыка у Вас ассоциируется?

–  С пейзажами, может быть, даже фресками…

  • На Ваших концертах люди переживают огромное количество эмоций, от мурашек до слёз… А как Вы справляетесь с чувствами, которые вызывает музыка, наверняка, и в Вас…

– В основном, с помощью ассоциаций. Даже Рахманинов об этом писал: этот этюд означает, грубо говоря, дождь, этот – бурю или чаек… Стараюсь представлять картину в голове, и сразу начинает звук меняться…

  • Думали ли Вы об импровизации, аранжировке  любимых произведений? Ведь некоторые пианисты даже записывают их как отдельные произведения.

– До сих пор я не делал ничего подобного, но очень хочется сделать транскрипции. Например, Листа, Рахманинова, Баха.

  • А современную музыку Вы слушаете?

– Слушаю электронную музыку. Есть такой композитор Эйфекс Твин. Я уже 15 лет слушаю его экспериментальную музыку, слежу за его режиссёрским работами  – он делает музыкальные клипы. И если была бы возможность, я бы не отказался с ним поработать, сделать какую-нибудь колаборацию. Очень интеллектуально и полифонически он пишет…

  • В какой момент Вы решили, что музыка станет Вашей профессией?

– Думаю, лет с 8 точно…

  • А был ли альтернативный вариант?

– Я сочинял и экспериментальную музыку, и очень много с техникой компьютерной работал, у меня даже студия есть своя небольшая. Но это больше как хобби. Классика всегда была со мной. Я даже не задумывался над тем, что я её когда-то брошу или перейду в другое музыкальное направление.

  • Как-то Вы признались, что любите бывать с дядей на рыбалке.
    Какой из Вас рыбак?

– Да, мы рыбачим под водой с ружьём – подводная охота называется. Наш рекорд – щука на 14 килограммов!

  •  Бывает ли, что Вы устаёте от музыки? Если да,то как приходите в себя?

– В основном, я не устаю от музыки. Если не занимаюсь, то слушаю записи… Но, конечно, иногда бывает слишком много музыки. Например, подготовка к конкурсу, а иногда просто нервное истощение, когда хочется только лежать – то природа очень помогает.

  • Существуют разные мнения по поводу музыкальных конкурсов – нужны-не нужны. Вот Вам, как молодому музыканту, это нужно?

– Конечно, это очень помогает. Это возможность и показать себя, своё исполнительское мастерство, и выступить на большой сцене. Каждый артист стремится к тому, чтобы сыграть для профессиональной публики, чтобы путешествовать по миру и играть в разных залах…

  • А конкурентная среда Вас мотивирует?

– Я о конкуренции не особенно задумываюсь. Участие в конкурсах помогает мне встретить новых людей, сыграть в тех залах, в которых я мечтал сыграть. Конкурсы – наиболее эффективный способ добиться этого.

  • Тогда мы пожелаем сыграть Вам во всех залах. о которых Вы мечтаете.
    И до следующей встречи в Польше.

На следующий день Дмитрий Шишкин открыл цикл фортепианных концертов в рамках фестиваля Chopin był z UW в Варшавском университете.

Разговаривали Ирина Корнильцева и Ион Мельник
Фотографии Светланы Агошковой, из архивов Дмитрия Шишкина и аббатства

ER 107/2019