Home

„Сегодня – значительный день для польского искусства!” – этими словами была 8 марта открыта выставка сербской художницы-перформансиста Марины Абрамович в торуньском Центре современного искусства. Для тех, кто впервые слышит это имя, подскажем, что это один из самых значительных и авторитетных художников в мире, исследующая отношения между художником и аудиторией, границами выносливости тела и возможностями ума.

©Ион Мельник

Активно занимающуюся творчеством больше пяти десятилетий и оказавшую огромное влияние на сотни молодых художников во всём мире Абрамович называют „бабушкой искусства  перформанса”. Но это только игра слов, не более, потому как собравшиеся могли по достоинству оценить искромётное чувство юмора Марины, огромную силу внутреннего достоинства и постоянное обращение в будущее, так характерное для всего её творчества.

Тем не менее Марина скрупулёзно сохранила и своё прошлое, создав даже специальную организацию Marina Abramovic Institute, задача которой „обеспечить широкий доступ к её работам и создавать новые возможности для сотрудничества между мыслителями во всех областях”. Вот уже в течение 15 лет Марина представляет в самых разных уголках планеты своё наследие, показывая, насколько трудный путь к славе ей пришлось пройти. Путь, усеянный розами и шипами, но всё же шипов было больше.

Обращаясь к молодым художникам, приехавшим в этот день в Торунь со всех уголков Польши, Марина сказала: „Наш успех зависит от того, сколько поражений мы пережили. Успех опирается на поражения. Начинала я в 70-е годы, когда перформанс ещё не был искусством. Были профессора, которые советовали поместить меня в психиатрическую больницу. Но я не обращала на них внимания и использовала перформанс как инструмент творчества и сделала его делом своей жизни, не переставая экспериментировать. Когда-то мой Учитель сказал: если научишься хорошо рисовать правой рукой, тут же смени руку. Я пыталась следовать этому совету. Каждую идею, какой бы сумасшедшей она ни была, я воплощала в жизнь. В начале пути встретилась с таким количеством негатива, что боялась иногда выйти из дома, но я всегда была сама собой.”

Сегодня работы Марины Абрамович стали классикой искусства и вошли в учебники. В Торуни мы можем познакомиться со 120-ю её работами, охватившими всю её полувековую творческую жизнь: первые картины, зарисовки и чертежи первых перформансов, фотографии, видеозаписи и живое исполнение самых известных её идей. Ведь каждый перформанс – это прежде всего идея и живое исполнение, результат которого никто не может предвидеть. В этом его провокационность и уникальность. Перформанс многогранен. В отличие от музыки, например, материален, а в отличие от живописи, где мы картину созерцаем, он активен – в нём нужно участвовать самим. Поэтому этот новый вид искусства рождает совершенно новые эмоции сопереживания или даже личного переживания, когда вы становитесь участником. Он способен воздействовать на все органы чувство одновременно, рождая особые отношения между художником и зрителем.

В одном из интервью Марина сказала: „Я ненавижу, когда меня называют бабушкой перформанса. Когда я сказала это, я была молода. Теперь я старше. И у меня есть другое определение. Называйте меня солдатом искусства.”

Выставка Марины Абрамович The Cleaner в торуньском Центре современного искусства продлится до 11 августа.

Ирина Корнильцева

ER 105/2019

Реклама