Home

В ноябре в Варшаве прошёл XII фестиваль российских фильмов Sputnik nad Wisłą, который в очередной раз стал праздником современного кино на русском языке для его любителей. И если фестивальные фильмы позднее можно будет посмотреть на интернет-платформах, то встречи с создателями картин и актёрами пропустить нельзя никак. Сегодня мы представляем режиссёра, писателя, композитора Михаила Сегала, представившего на кинофестивале свою новую киноработу „Слоны могут играть в футбол”.

Для начала коротко представим сюжет фильма, который состоит из трёх новелл, объединённых одним героем. Дмитрий – небедный мужчина средних лет, привыкший жить „соло”: ни друзей, ни жены, и родители вдалеке.  Жизнь сводит его с тремя молоденькими девушками, отношения с которыми остаются на уровне платонической любви. Фильм поднимает проблемы тех, о ком предпочитают молчать, одиноких мужчин в расцвете сил.

  • Михаил, Вы помните тот момент, когда у Вас родилась идея этого необычного, прямо скажем, фильма?

– Вы не поверите, но помню! Как-то я зашёл в цветочный магазин и увидел сцену: мужчина лет сорока выбирает цветы. А как обычно мужчина выбирает цветы? Правильно: продавец, а это обычно женщина, ему помогает. Предполагается, что мужчина в этом вопросе полный идиот – сам сделать этого не в состоянии… И вот я вижу, как мужчина очень настойчиво несколько раз повторяет, что ему цветы нужны для дочери,  а продавец не обращает на него внимания. После третьего раза она рявкнула: „Выбирайте сами!”. Для него почему-то было очень важно сказать, что это для дочери. И я этот эпизод подробно описал в записной книжке с резюме: кто-то хочет показать, что у него есть дочь, а её может и не быть… И именно эту сцену вы видите в фильме.

  • Что для Вас было самым интересным в этом герое, который тоскует по близости, причём, скорее духовной, чем телесной…

– У меня был азарт и желание попробовать новый для меня метод. Сначала первую историю рассказать так, чтобы у зрителя складывалось впечатление только об одной мотивации героя – сексуальной. А потом мы узнаём вторую историю и видим, что мотивация-то была совсем другой! И мы как будто смотрим другой фильм – а ведь это всё та же история и тот же герой.

  • Ваш герой на протяжении всего фильма так и остался без биографии. Мы не знаем, где он работает, ничего не знаем о его предыдущей жизни…

– И мне кажется, что именно такой приём – один из прекрасных именно для кино! Мы же можем дать только детали, из которых и складывается характер человека, его чувства, переживания.  Фильм создан из двух линий. Первая – это встречи героя с разными девушками. А вторая – именно создание по мелочам характера нашего героя – зануды, педанта… Это видно в его поведении в магазинах, в кафе, во время служебных разговоров. Казалось бы, эти эпизоды ничего не значащие, а именно они дают ответ, какие мы люди и почему именно так выглядит наша жизнь.

  • Вам удалось в двух небольших эпизодах блестяще показать абсурд корпоративной жизни. Насколько Вам знаком этот мир?

– Я когда-то занимался рекламой для больших корпораций и видел их изнутри.  Да, эти сцены совещаний в корпорациях нужны были именно для того, чтобы показать пустоту, в которой живёт мой герой.  С точностью до мелочей мы воспроизвели сцены корпоративных встреч, убрав из них содержание. И вот мы уже видим, что в кабинетах происходит „ничто”!

  • Фильм затрагивает очень важную тему для сегодняшних сорокалетних, добившихся любой ценой материального благополучия – тему отцовства. Они реализовали себя в карьере, но не реализовали свои мечты, юношеские амбиции, не использовали свой талант…

– Да, и я их так и называю – „дезертиры жизни”!

  •  Реклама фильма навязывает ему ярлык „современной „Лолиты», а на деле – ни одной постельной сцены. А при этом какая разворачивается эротическая драма!

– Вот именно. Я бы даже сказал, что фильм изматывающе целомудренный! Именно это и была моя главная задача – поддержать градус эротизма в течение всего фильма. Когда почти до конца вы не будете ничего понимать, но при этом получать удовольствие.

  • Как сегодня собираются деньги на артхаусное кино?

– В моих фильмах нет государственных денет, нет денег спонсоров. Снимаю фильмы только на деньги продюсерской компании. И поэтому у нас очень небольшие бюджеты. Мы умеем снимать за „маленькие” деньги. И это плата за то, что я снимаю только то, что я хочу.

  • Теперь понятно, почему такой выбор актёров – неизвестных, а девушки – просто подростки, даже не актрисы…

– Владимир Мишуков, сыгравший главного героя, очень хороший актёр, хотя и малоизвестный. Я именно под него писал сценарий. А 16–18 летние девушки в силу своего возраста не могут быть профессиональными актрисами. Они просто талантливые девчонки.

  • А то, что Вы сами пишите сценарии, музыку, режиссируете – это тоже результат „маленьких” денег?

– Если бы у меня был большой бюджет, я бы ещё больше сам делал! Мне проще сделать самому, чем объяснить кому-то, что я хочу…

  • И последний вопрос – про интригующее название фильма.

– „Слоны могут играть в футбол” – да, звучит странновато, парадоксально, но это просто предложение из слов русского языка. Думаю, как минимум, это название обращает на себя внимание. Но после просмотра фильма становится понятно – почему кино так странно называлось.

Беседовала Ирина Корнильцева

Кадры из фильма „Слоны могут играть в футбол”

ER 104/2018

Реклама