Home

 

То, что Россия всегда гордилась своим балетом, известно всем, но кто была первая русская звезда, потеснившая со столичных сцен итальянских и французских гастролёрш? Это она – Матильда Кшесинская, 145 лет со дня рождения которой исполнилось 19 августа.

Mathilde_Kschessinskaya-1897

Матильда Кшесинская, 1897 год

По преданию, прадед Матильды ещё в молодости потерял состояние, графский титул и благородную фамилию Красинский, бежав во Францию от убийц, нанятых дядей, мечтавшим завладеть титулом и богатством. Утратив бумаги, удостоверявшие его имя, бывший граф пошел в актёры – и стал впоследствии одной из звёзд польской оперы. Он дожил до ста шести лет. Маля (так звали дома Матильду) пошла в деда – она тоже оказалась долгожительницей, и ей, как и деду, тоже было не занимать жизненной силы, воли и хватки. Вскоре после выпускного бала в дневнике юной балерины императорской сцены появилась запись: „ А всё-таки он будет моим!” Эти слова, относившиеся к наследнику российского престола, оказались пророческими…

23 марта 1890 года, состоялась её первая встреча с Николаем Романовым или Ники, будущим Николаем II. Эта встреча определила всю дальнейшую судьбу Марии-Матильды Адамовны-Феликсовны-Валериевны Кшесинской.

В 1890 году 18-летней выпускнице Императорского театрального училища Матильде Кшесинской была оказана высокая честь – на дипломном спектакле присутствовал сам император Александр III с семейством. После спектакля монарх со свитой появились в репетиционном зале, где Александр III осыпал Матильду комплиментами. А затем юной балерине на праздничном ужине император указал место рядом с наследником престола – Николаем. Ничего зазорного в том, что молодой человек до вступления в брак познает азы любви, Александр не видел. Для того и толкнул своего флегматичного 22-летнего сына в объятия 18-летней красавицы польских кровей.

Николай начал бывать у Кшесинской дома, потом купил ей особнячок, перезнакомил со своими братьями и дядьями – и к Мале зачастила развесёлая компания великих князей. Скоро Маля стала душой романовского кружка – друзья говорили, что в её жилах течёт шампанское.

Но связь Матильды с Николаем была обречена с самого начала: цесаревич не скрывал от неё своей любви к принцессе Алисе Гессенской и никогда бы не оскорбил жену связью на стороне. К чести Николая, после помолвки с Алисой они с Кшесинской перестали встречаться наедине. В прощальном письме он напишет уже бывшей подруге: „Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости”.

Потеряв своего первого любовника, Маля впала в тяжелейшую депрессию: ей казалось, что счастье ушло навсегда и жить больше не стоит. А всё между тем только начиналось: рядом с ней уже находился человек, который будет опекать её двадцать лет. Расставшись с Кшесинской, Николай просил своего кузена, великого князя Сергея Михайловича, присмотреть за Малей, и тот немедленно согласился: знаток и большой ценитель балета, он давно был влюблён в Кшесинскую.

Подходил к концу XIX век, и вместе со столетием заканчивалась прежняя жизнь – до революции было ещё довольно далеко, но запах тления уже носился в воздухе: в Петербурге существовал клуб самоубийц, групповые браки стали обыденностью. Матильда Феликсовна, женщина безупречной репутации и незыблемого общественного положения, сумела извлечь из этого немалую выгоду.

Ей было позволено всё: питать платоническую любовь к императору Николаю, жить с его кузеном, великим князем Сергеем Михайловичем, и, по слухам (скорее всего, они были верны), состоять в любовной связи с другим великим князем – Владимиром Александровичем, дядей Николая II, годившимся ей в отцы.

Сын Владимира Александровича – юный Андрей Владимирович стал второй (после Николая) великой любовью Матильды Феликсовны. Всё началось во время одного из приёмов в её новом особняке. Робеющий Андрей ненароком опрокинул на роскошное платье хозяйки бокал красного вина. Маля почувствовала, что её голова вновь идёт кругом…

Жизнь была так прекрасна, что имело смысл умереть здесь и сейчас – будущее могло лишь испортить разворачивающуюся идиллию. Все её мужчины были при деле. Сергей Михайлович оплачивал Малины счета и отстаивал её интересы перед балетным начальством (надо отдать должное, получая лучшие партии, Матильда доказывала, что заслуживает их: став примой-балериной, она продолжала совершенствоваться, брала частные уроки у знаменитого итальянского балетмейстера Энрико Чеккетти; 32 фуэте подряд, которые сегодня считаются фирменным знаком русского балета, Матильда Кшесинская стала выполнять первой из русских танцовщиц, переняв этот трюк у итальянок). Владимир Александрович обеспечивал ей прочное положение в обществе.  Андрей  сообщал, когда на прогулку из своей летней резиденции выезжал император – Маля тотчас приказывала закладывать лошадей, подъезжала к дороге, и обожаемый Ники почтительно отдавал ей честь…

Вскоре она забеременела; роды прошли успешно, и  Малины мужчины проявили трогательную заботу о маленьком Володе: Ники даровал ему титул потомственного дворянина, Сергей Михайлович предложил усыновить мальчика. Чувствовал себя счастливым и шестидесятилетний Владимир Александрович – ребёнок был похож на великого князя как две капли воды.

А потом была революция и всё пошло прахом. Её шикарный особняк был разграблен. Великий князь Сергей Михайлович погиб в Алапаевске: умирая в заброшенной шахте, он сжимал в руке маленький золотой медальон с портретом Матильды Кшесинской и надписью „Маля”. Она же 19 февраля 1920 года вместе с великим князем Андреем отплыла в Константинополь, а оттуда во Францию. Началась эмиграция…

В 1921 году в Каннах 49-летняя Матильда Кшесинская впервые в жизни стала законной женой. Великий князь Андрей Владимирович, несмотря на косые взгляды родственников, оформил брак и усыновил ребёнка, которого всегда считал своим. Местоблюститель российского престола, великий князь Кирилл, даровал Мале титул светлейшей княгини Романовской-Красинской.

В 1929 году Кшесинская открыла в Париже свою балетную студию, где у неё брали уроки ученики даже из Англии, США, Испании. Студия Матильды Феликсовны славилась по всей Европе – её ученицами были лучшие балерины русской эмиграции.

Кшесинская намного пережила своего мужа, друзей и врагов – если бы судьба отпустила ей ещё год, Матильда Феликсовна отметила бы столетний юбилей. Кстати, есть отличный рецепт похудения от этой удивительной женщины: „ Вчера я ела пельмени! Целых два!”

Kschessinska/Кшесинская

Она страстно интересовалась жизнью, пристально следила за развитием балета, особенно в России. Радушно принимала у себя в доме выдающихся людей своего времени. Умерла Кшесинская в 1971-ом году и похоронена в одной могиле с мужем и сыном на Русском кладбище Сен- Женевьев-де-Буа под Парижем.

Отнять у Матильды Кшесинской прожитую жизнь не сможет никто, как никто не сможет переделать историю последних десятилетий Российской империи по своему вкусу, превращая живых людей в бесплотных существ. Но именно это пытаются предпринять многочисленные противники готовящегося к выходу на экраны фильма Алексея Учителя „Матильда”. Сюжет фильма строится на истории отношений Кшесинской с цесаревичем Николаем, будущим императором Николаем II, а идеей картины является трудный выбор между чувством и долгом

Исполнительницу на главную женскую роль Матильды Кшесинской искали больше года, попробовали более трёхсот актрис из десяти стран. В результате выбрали молодую, никому не известную польскую актрису Михалину Ольшанскую. Премьера фильма, намеченная на 25 октября 2017 года, наверняка принесёт Михалине известность.

Ирина Рыхлицкая

ER 99/2017

Реклама