Home
Исаак Дунаевский за работой

Исаак Дунаевский за работой

Без преувеличения можно сказать, что музыка этого человека – это целая эпоха в искусстве во времена СССР. Под его песни плакали, смеялись и даже маршировали. Диапазон душевных струн, затрагиваемых творчеством Исаака Осиповича Дунаевского, настолько широк, что этого композитора по праву назвали „запевалой советского народа”.

Исаак Дунаевский

Исаак Дунаевский

В послереволюционной России идея формирования нового человека с помощью искусства была одной из центральных в дискуссиях российской творческой интеллигенции. Это нашло яркое отражение в поэзии В. Маяковского, символизме М. Шагала, фильмах С. Эйзенштейна, спектаклях Вс. Мейерхольда… Бурные изменения шли и в музыкальной среде: один за другим возникали оркестры популярно-развлекательной музыки, начались первые попытки освоения и адаптации джаза…

Наступил расцвет революционно-романтического утопизма, которому способствовала благоприятная ситуация, сложившаяся на рубеже 20-30-х годов. В этот период энтузиазм, связанный со строительством социализма, успешно сочетался с либеральным отношением к Западу.

Молодой Дунаевский, как и многие его современники, был очарован романтикой перемен и утопической „мечтой о светлом будущем” советского народа. Музыкант сильно выделялся своей яркой индивидуальностью, диапазоном таланта и высочайшим уровнем профессионализма среди плеяды композиторов российской массовой популярной музыки. Дунаевский стремился найти в творчестве свой путь для выражения новых идей. Им становится джазовая аранжировка популярной музыки. Так Дунаевский стал первым в России крупным эстрадным композитором, который навёл мосты с западной культурой.

Исаак Осипович Дунаевский (полное имя Исаак Бер Иосиф Бецалев Дунаевский, 1900–1955) советский композитор и дирижёр, музыкальный педагог. Автор 13 оперетт и балетов, музыки к нескольким десяткам кинофильмов, более ста популярных советских песен.

Родился будущий композитор на Полтавщине в городке Лохвице, в еврейской семье банковского служащего. Семья была очень музыкальной, пятеро братьев Исаака тоже стали впоследствии профессиональными музыкантами. У Исаака очень рано проявились незаурядные способности, с восьмилетнего возраста он брал уроки игры на скрипке. Потом семья переехала в Харьков, где мальчик поступил в музыкальное училище сразу на два отделения – скрипки и композиции, одновременно обучаясь в обычной гимназии. По окончании гимназии с золотой медалью в 1918 году Исаак поступил на юридический факультет Харьковского университета. Но уже через год порвал с юриспруденцией и устроился в местный русский драмтеатр, где поначалу был скрипачом, концертмейстером, через год стал композитором и дирижёром, проявил себя как превосходный пианист, хотя никогда прежде не занимался систематически, а также дебютировал как театральный композитор.

В 1924 году Дунаевский приехал в Москву, где два года был музыкальным руководителем театра „Эрмитаж”, затем – Театра сатиры, для которого написал свои первые оперетты.  С 1929 по 1934 год Дунаевский был главным композитором и дирижёром Ленинградского Мюзик-Холла. Здесь у Дунаевского возник творческий союз с Леонидом Осиповичем Утёсовым (настоящее имя Лазарь Иосифович Вайсбейн, 1895–1982, советский эстрадный артист – певец, чтец, руководитель оркестра, киноактёр, первым из артистов эстрады удостоен в 1965 г. звания Народный артист СССР. Исполнял песни в различных жанрах: от джаза до городского романса). Вместе они создали в 1932 году музыкально-эстрадное представление „Музыкальный магазин”, ставшее настоящим шлягером жанра.

Представление состоялось уже более ста пятидесяти раз, когда его увидел Борис Шумяцкий, тогдашний руководитель кинематографии. По воспоминаниям Утёсова, именно Шумяцкому пришла мысль сделать из спектакля музыкальную комедию – за рубежом этот жанр давно уже существует и пользуется успехом, а у нас его ещё нет… Идея музыкальной кинокомедии была заманчивой. Решено было пригласить для сотрудничества молодого режиссёра Григория Александрова – ученика Эйзенштейна, который только вернулся из поездки в Америку, а также сценаристов Н. Эрдмана и В. Масса, поэта В. Лебедева-Кумача (настоящая фамилия – Лебедев,  1898–1949, русский советский поэт и автор слов многих популярных советских песен) и композитора Дунаевского. Все собрались на встречу в ленинградской квартире Утёсова, обсудили сюжетные и музыкальные коллизии, и работа закипела…

В 1934 году фильм „Весёлые ребята” с Леонидом Утёсовым и Любовью Орловой (1902–1975, блистательная советская актриса театра и кино, певица, пианистка, танцовщица, жена Александрова) в главных ролях стал первой музыкальной кинокомедией, снятой в СССР. И первой лирико-комедийной ролью Любови Орловой.

кадр из фильма „Весёлые ребята”

кадр из фильма „Весёлые ребята”

Григорий Васильевич Александров (настоящая фамилия – Мормоненко, 1903–1983, советский актёр немого кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог) использовал в картине эксцентрические и цирковые трюки, приёмы мюзик-холла и оперетты. Режиссёру несомненно помог опыт Голливуда, ему удалось органично соединить жанровое начало с официальными идеологическими директивами.

Главные герои – ставший знаменитым певцом пастух Костя (первоначальное название фильма „Пастух из Абрау-Дюрсо”) и экстравагантная  домработница Анюта, поющая лирические романсы, и чудаковатые джазовые музыканты, конечно, пришли на экран скорее из эстрадного ревю, нежели из реальной жизни.

Дунаевский написал для картины около двадцати различных музыкальных номеров: множество инструментальных пьес, заставок, танцевальных номеров, и конечно же, песни главных героев… Песне Анюты „Сердце  в груди бьется, как птица” вторит Костя:

Как много девушек хороших,
Как много ласковых имён,
Но лишь одно из них тревожит,
Унося покой и сон, когда влюблён.

Герои воспевают жизнь и любовь:

Сердце, тебе не хочется покоя.

Сердце, как хорошо на свете жить.

Сердце, как хорошо, что ты такое.

Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить!

Критика встретила фильм в штыки, считая, что в нём недостаточно „революционного пафоса”, попутно обвинив и Дунаевского во всяческих смертных грехах. Наркомат просвещения РСФСР запретил картину. Помогло вмешательство М. Горького, который помог организовать просмотр новой кинокомедии членами Политбюро ЦК КПСС и добился одобрения  Сталина, отменившего запрет.

Прежде чем выпустить „Весёлых ребят” на широкий экран, фильм – под названием „Москва смеётся” (англ. Moscow Laughs) – в числе других работ советских киномастеров повезли в Венецию на Вторую международную кинематографическую выставку. Жюри кинофестиваля присудило произведению советской кинематографии первый приз – Золотой кубок, который был торжественно вручён российской делегации. „Марш весёлых ребят” из фильма стал настолько популярен в Венеции, что его перевели на итальянский язык и с удовольствием играли ансамбли и оркестры по всему городу. А Ч. Чаплин восторженно отозвался об этом фильме: „Александров открыл для Америки новую Россию. Это большая победа”.

25 декабря 1934 года – день выхода на советские экраны фильма „Весёлые ребята” – стал „днём рождения” всенародной славы Дунаевского. Фильм имел огромный успех. С него начался „звёздный” путь актрисы Л. Орловой и дебютантов в кино композитора И. Дунаевского и поэта В. Лебедева-Кумача.

В ноябре 1935 года двухтысячная аудитория, заполнившая парадный зал Большого Кремлёвского дворца, стихийно запела „Марш весёлых ребят” на закрытии Всесоюзного съезда стахановцев. Новая песня как нельзя лучше выражала дух молодой страны, впервые ощутившей радостные плоды созидательного труда. В те годы „Марш” можно было услышать и в красноармейском строю, и в колхозном поле, и в автомашинах, мчавшихся по дорогам страны. Его с радостью подхватила передовая молодёжь:

Легко на сердце от песни весёлой,

Она скучать не даёт никогда,

И любят песню деревни и села,

И любят песню большие города…

 …И тот, кто с песней по жизни шагает,

Тот никогда и нигде не пропадёт.

Несмотря на огрехи, неизбежные во всяком новом деле, фильм „Весёлые ребята” ознаменовал в целом несомненный успех молодого содружества. Тот же творческий коллектив (режиссёр Александров, актриса Орлова, композитор Дунаевский) выпустил ещё три музыкальных фильма: „Цирк” (1936), „Волга-Волга” (1938) и „Светлый путь” (1940) – удостоившихся широкого признания.

кадр из фильма „Волга-Волга”

кадр из фильма „Волга-Волга”

Дунаевский вместе с кинорежиссёром Александровым стали создателями жанра советской музыкальной кинокомедии, где музыка перестала играть второстепенную роль, а фильм „Весёлые ребята” стал классикой этого жанра. Ну а песня „Как много девушек хороших” стала одной из самых популярных лирических песен советского периода.

25 июля 1955 года в 11 часов утра тяжёлый спазм сжал сердце Дунаевского, и оно остановилось навсегда. Похоронили композитора на Новодевичьем кладбище.

Исаак Дунаевский обладал уникальным мелодическим даром и внёс огромный вклад в формирование советской музыки. Он создал новый тип популярной, массовой советской песни. Этот стиль – жизнерадостный, бодрый, радующий энергией ритмов и художественной доступностью, опирается на городской бытовой музыке, оперетте и джазе.

Много лет прошло с тех пор, как с киноэкранов и из радиорепродукторов зазвучали первые песни Исаака Дунаевского, но и сегодня эти песни не старятся. Как и их создатель – все, кто знал Дунаевского лично, запомнили его таким, как его музыка: молодым, бодрым, полным неистощимой энергии, по-юношески влюблённым в жизнь. И секрет жизненности музыки Дунаевского таится не только в её великолепной мелодике, но и в неувядающей молодости, оптимизме, любви к жизни, вере в жизнь. Его песни по-прежнему нам „строить и жить” помогают.

Фаина Николас, Европа RU 96/2016

Реклама