Home

Prawosławni w Łodzi. Православные в Польше, в Лодзи

Новая книга Виолетты Верницкой, вышедшая в последние дни ушедшего года, уже нашла своих первых читателей. На встречах с автором жители Лодзи благодарят Виолетту за её тактичность в описании их семейных историй, за объективность, за бережное отношение к архивным документам. Сегодня мы публикуем отрывок из книги „Православные в Лодзи”, которая открывает нам новые грани православной жизни этого города.

„[Во время оккупации] православный приход помогал жителям Лодзи немецкого происхождения, которые настолько сжились с польским обществом, что не чувствовали особого родства со своими предками. Павел Бергман, зять викария лодзинского прихода Петра Струк-Струкова и внук саксонского ткача, отказывался подписать „фолькслист” и заявлял: „Я ведь православный и русский!”, предоставляя при этом справку из православного прихода.

Принадлежность к одному из национальных меньшинств (русскому, чешскому, белорусскому или украинскому) давала его членам некоторые привилегии. Намереваясь поссорить поляков с представителями других народов, немцы разрешали представителям меньшинств создавать свои национальные объединения и организации, открывали классы для русских детей в местных школах, разрешали свободно путешествовать по территории Рейха и перемещаться по Лодзи после наступления комендантского часа. Кроме того, представители национальных меньшинств получали увеличенные пайки.

Prawosławni w Polsce. Православные в Польше. История православия Historia prawosławia

В украинском клубе. Из ахр. Е. Кравчинской

Однако немцы строго контролировали деятельность этих объединений и закрывали те из них, которые их чем-либо не устраивали. К примеру, в 1940 году оккупационные власти приостановили деятельность Русского благотворительного общества.

Одним из проявлений немецкой политики было распоряжение „О передаче церкви св. Ольги украинцам”. Во время войны богослужения в этом храме происходили на украинском языке. Более того, желая подчеркнуть независимость Ольгинской церкви от собора св. Александра Невского, настоятель храма начал вести отдельную документацию на этом языке, хотя более 40 лет – с 1898 года – метрические книги для обеих церквей были общими.

Возвращаясь к помощи, оказываемой немецкому меньшинству. Казалось, Павлу Бергману удалось обезопасить себя и свою семью. Но летом 1944 г. немцы пришли к выводу, что в его лице они имеют дело с „ренегатом” (отступником, изменником – ред.) – мужчину ждали принудительные работы или призыв в армию. Отец Струк-Струков связался со своими друзьями в Дрездене, куда и уехал Павел, его жена Людмила и дети.

Православные в Польше. Prawosławni w Polsce, w Łodzi

В классе для русских детей из православных семей. Из арх. М. Киричек

Кроме того, лодзинский православный приход помогал католикам, обращавшимся с просьбой о смене вероисповедания. В действительности переход в православие был фиктивным, так как принадлежность к церкви спасала жителей Лодзи от отправки на принудительные работы в Германию. На данный момент невозможно определить, сколько католиков получило помощь от прихода св. Александра Невского. Вероятно, речь может идти о нескольких десятках человек, в числе которых была известная оперная певица Мира Михаловска.

Не остались без защиты представители еврейского народа, по отношению к которому проводилась политика экстерминации. Сначали оккупационные власти лишили евреев имущественных прав, потом уничтожили интеллигенцию, а заключительным аккордом стало создание лодзинского гетто. Весной 1939 года, по-видимому, в предчувствии приближающейся войны, несколько десятков местных евреев крестилось в православной церкви. Переход в новое вероисповедание был фиктивным – в метрических книгах прихода просто появлялись соответствующие записи. Священники решались на обман, понимая, что в случае войны евреям будет несдобровать: согласно немецкому законодательству от 1935 года представители этого народа были лишены гражданских прав, а по отношению к ним власти проводили политику расовой сегрегации. Помогая евреям, священники совершали преступление, за которое их ждал концентрационный лагерь или расстрел.

Впрочем, православное духовенство тоже испило свою чашу страданий. Две дочери отца Романа Лещишина погибли в варшавском восстании. Жена настоятеля прихода архимандрита Стефана Рудыка умерла в первые дни войны в Варшаве. Её муж в то время был капелланом Войска Польского, с которым прошёл всю сентябрьскую кампанию. Чувство долга по отношению к солдатам и офицерам, нуждающимся в духовной помощи, не позволили отцу Рудыку отлучиться на похороны супруги.

Архимандрит Стефан последовал за польской армией в Румынию, где был арестован и выслан в „офлаг” (лагерь для пленных офицеров – ред.) в Вестфалию, откуда был освобождён стараниями своих сыновей и общества „Красный Крест”. Выйдя на свободу, Рудык получил должность викария в берлинском Воскресенском соборе, мечтая однако вернуться в Польшу. В 1943 году священник выхлопотал должность настоятеля лодзинского собора св. Александра Невского.

Несчастья не обошли стороной и другие лодзинские православные семьи. В варшавском восстании погиб Виктор Егоров, популярный футболист лодзинской команды ŁKS (Łódzki Klub Sportowy) и внук Иоганна Петерсильге, основателя первой городской газеты „Лодзер Цайтунг”. На переломе 1942 и 1943 гг. во время уличной облавы в Варшаве был застрелен дядя Виктора – Владимир Петерсильге.

Однако трудности не сломили прихожан. Несмотря на стеснённые обстоятельства не прекращал деятельность православный приют. Из-за нехватки средств пришлось уволить прачку и кухарку. Их обязанности взяла на себя воспитательница – Мария Ланцева. Родилась она в украинской помещичьей семье, вышла замуж за офицера царской армии, который в глазах советской власти стал опаснейшим врагом нового порядка. Опасаясь расправы, супруги решили бежать из России. Мария попала в Польшу, переодевшись в мужское платье. Её мужу тоже удалось нелегально перейти границу. Ланцевы поселились в Лодзи, где женщина стала руководить православным приютом. Муж помогал ей вести документацию учреждения.”

*фрагмент из книги В. Верницкой „Prawosławni w Łodzi”, 2015, wyd. Księży Młyn.

Европа.RU 93/2016

 

Реклама