Home
Фаина Раневская Faina Raniewska

Фаина Раневская

 

Королеве эпатажа посвящается

В этом году исполняется 120 лет со дня рождения мега-популярной актрисы, жившей и творившей во времена СССР – Фаины Раневской. Российская кинокомпания Star Media приняла решение о съёмках 10-серийного фильма „Фаина”, основанного на её кино и литературном наследии, воспоминаниях друзей и коллег и просто очевидцев, которым посчастливилось жить в одно время с Раневской.

Раневская – это целая эпоха. Актриса, способная заменить собой всю труппу; философ с цигаркой, скандальная особа, язвительная дама с „толстым” голосом, страшно одинокая и ранимая душа… Каждое её высказывание – скандал и эпатаж. Она никогда не стесняла себя в выражениях. Многие полагали, будто Раневская придумывала шутки, афоризмы, которые потом разлетались по Москве и двигались дальше. На самом деле Фаине Георгиевне незачем было что-то сочинять. Её остроумие сродни рефлексу — оно непроизвольное.

Фаина Георгиевна Раневская прожила долго — 88 лет (родилась в 1896, а умерла в 1984 году). В отличие от большинства знаменитых людей, не оставила мемуаров. Ей не раз предлагали написать воспоминания и даже выплачивали аванс. Она начинала, бросала и возвращала деньги:

– Если бы я,  уступая просьбам, стала  писать о  себе,  это  была  бы жалобная книга – „Судьба – шлюха”.

Faina Raniewska Фаина Раневская Faina Raniewska Фаина Раневская

Но сохранились небольшие отрывки – черновики, дневниковые записи, письма, интервью, которые говорят о её ярком литературном таланте. Она мастерски владела словом, её короткие точные фразы заменяют десятки предложений. Она с лёгкостью сочиняла литературные пародии и анекдоты, писала стихи… Некоторые ставили под сомнение её авторство, на что в одном из интервью она сказала: „Ещё мне незаслуженно приписывают заимствования из таких авторов как Марк Твен, Бернард Шоу, Тристан Бернар, Константин Мелихан и даже Эзоп и Аристотель. Мне это, конечно, лестно, и я их поэтому тоже благодарю, особенно Аристотеля и Эзопа.”

Мы в Польше тоже постарались отметить эту дату достойно и выпустили – в переводе на польский язык – небольшую книгу высказываний Фаины Раневской, которые стали уже афоризмами, и эпизодов из её богатой событиями жизни. Вот несколько фрагментов из этой книги:

• „Настоящая фамилия   Раневской  – Фельдман.  Она   была   из  весьма состоятельной   семьи.    Когда    Фаину   Георгиевну   попросили   написать автобиографию, она начала так: „Я – дочь небогатого нефтепромышленника…” Дальше дело не пошло.

•…После Октябрьской революции, Раневская очень бедствовала  и  в  трудный момент обратилась за помощью к одному из приятелей своего отца. Тот ей сказал:

 – Дать дочери Фельдмана мало – я не могу. А много у меня уже нет…

• – Знаете,– вспоминала через полвека Раневская,  – когда  я  увидела

этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности.

• – Успех  – единственный  непростительный грех по отношению к  своему

близкому.

• – Оптимизм — это недостаток информации.

• – Мне попадаются не лица, а личное оскорбление!

• – Для меня всегда было  загадкой  – как великие актеры могли  играть с

артистами, от которых нечем заразиться, даже насморком.

• О своих работах в кино: „Деньги съедены, а позор остался”.

 • – Сняться в плохом фильме – всё равно что плюнуть в вечность.

Раневская забыла фамилию  актрисы, с которой  должна  была  играть  на

сцене:

    – Ну эта, как её… Такая плечистая в заду…

• Поклонница просит домашний телефон Раневской. Она:

– Дорогая, откуда я его знаю? Я же сама себе никогда не звоню.

– Что толку делать пластическую операцию? Фасад обновишь, а канализация всё равно старая…

• На вопрос, как она себя сегодня чувствует, Раневская ответила:

     – Отвратительные паспортные данные. Посмотрела в  паспорт, увидела,  в

каком году я родилась, и только ахнула…

• – Когда я умру, похороните  меня и на  памятнике напишите: „Умерла  от

отвращения”.

 Faina Raniewska Фаина Раневская

Приобрести книгу на польском языке можно в издательстве „Европа.RU” или на allegro.pl

Faina Raniewska Фаина Раневская

Eвропа. RU 93/2016

