Home

Янтарная комната recostrukcja 2008

Несколько недель назад в интернетной блогосфере появилась небольшая статья, в которой говорилось, что калининградский исследователь точно знает, в каком подземелье хранится Янтарная комната, и он только ждёт заинтересованной реакции российских властей.

Несколькими годами раньше по всем мировым каналам прошла информация на эту же тему. Только тогда она была преподнесена как сенсация: знаменитая Янтарная комната найдена. Об этом объявили немецкие кладоискатели из городка Дойчнайдорф, что неподалёку от чешской границы. Германские следопыты обнаружили рукотворную пещеру глубиной около двадцати метров. Исследования с помощью специальной техники показали – глубоко под землёй лежит металл, и, судя по показаниям датчиков, это не железо, а скорее всего, золото, причём много – около двух тонн. Очень скоро нашлись очевидцы, которые вспомнили, как в апреле 1945 года здесь появилась колонна военных грузовиков. Солдаты оцепили местность и в одну из штолен опустили какие-то ящики. Много ящиков. По мнению энтузиастов, это могла быть легендарная Янтарная комната, а также другие сокровища… Через некоторое время выяснилось, что ничего стоящего в пещере нет.

Так продолжается уже несколько десятилетий. Много лет люди с завидным упорством ищут эту самую комнату, и с периодичностью в три–четыре года появляется очередной сенсационный репортаж о том, что её местонахождение на этот раз определено точно.

Что же такое Янтарная комната? Что в ней особенного? Или это настолько уникальное творение, что его повторить невозможно? Так что же ищут кладоискатели? Начнём с самого начала.

 

Catherine_Palace_interior_-_Amber_Room_1931 r

Фото оригинальной янтарной комнаты, 1931

Янтарь был известен с незапамятных времён. Древние греки дали ему имя „электрон” и считали, что это окаменевшие лучи Солнца. Современная наука имеет две теории о происхождении камня. Традиционное, органическое – это окаменевшая древесная смола, и новое, неорганическое – битумные раскалённые смолы, прорывающиеся из недр земли и застывающие в воде или на воздухе. Единого мнения по этому вопросу нет, но точно известно, что янтарный камень присутствует абсолютно на всех континентах, включая Гренландию и Антарктиду, но больше всего янтаря находят на южном берегу Балтийского моря. (Справка: самый большой цельный кусок янтаря весом 15,25 кг хранится в лондонском музее естественной истории).

Издавна известно, что Солнечный камень пригоден для использования в ювелирных изделиях, парфюмерии, медицине и других сферах человеческой жизни. Особенно почитались помещения, украшенные этим камнем. История сохранила память, как минимум, о девяти комнатах, где в изобилии присутствовал янтарь. Первые упоминания относятся к греческим хроникам VШ века до нашей эры, затем – ХП век Китай (Шаогуань), потом Германия, Швеция, Россия (не только Петербург, но и один из Крымских дворцов императорской семьи).

Нас же интересует всем известная Янтарная комната, имеющая свою особенную историю, начавшуюся ещё в 1699 году, когда Прусский король Фридрих I решает создать „творение ни на что не похожее” и приглашает датского придворного мастера резьбы по янтарю Готфрида Вольфрамма, который приступает к работе в 1701 году. По каким-то причинам в 1707 году король передаёт заказ мастерам Готфриду Турову и Эрнсту Шахту, которые выполнили его к 1711 году и затем передали Андреасу Шлоттеру, смонтировавшему все части в единое целое во дворце Фридриха Прусского. Фридрих получил то, что хотел – настоящее солнечное чудо, кроме того оно придавало ему вес в европейских монарших семьях.

Однако мир не стоял на месте, политическая и экономическая ситуации постоянно менялись и в то время склонялись в сторону Российской Империи. У руля российского государства встал Пётр I. Во время одного из его визитов в Пруссию русскому царю показали Янтарный кабинет, и, как говорят очевидцы, „…царь потерял сон…” Вскоре, желая получить военные и политические преференции у России, Фридрих счёл возможным подарить Кабинет Петру, а за одно и золочённую яхту „Либурника”.

Через два года Пётр Алексеевич отблагодарил Прусского короля, прислав ему кубок собственной работы, и в придачу пятьдесят пять русских двухметровых гренадёров для потсдамской гвардии.

Что же касается янтаря, то его везли из королевского дворца в ящиках на восемнадцати телегах через Кёнигсберг, Мамель и Ригу. В новой российский столице ценный груз принял сам губернатор – Александр Данилович Меньшиков. Провести ревизию подарка или сделать хоть какую-то его опись тогда „не дошли руки” и прусские ящики просто задвинули „куда подальше с глаз”.

Однако по прошествии времени крышки с ящиков сняли и только тогда выяснилось, что в ящиках не доставало многих деталей интерьера. До сих пор неизвестно, как долго шло разбирательство головотяпства или, как бы теперь сказали, корупции данного конкретного случая, но при жизни Петра кабинет так и не был установлен, и янтарные панно долго лежали в людских покоях Летнего дворца. Они оказались востребованы лишь по велению дочери царя, Елизаветы Петровны.

Сначала это была комната в Зимнем дворце, а затем парадная зала в Екатерининском дворце в Царском Селе. Причём, по желанию царицы, обер-архитектор Варфаломей Растрелли и мастер Мартелли в 1755 году комнату перестроили, увеличив её размеры с сорока квадратных метров до ста, применив простое, но гениальное решение: в свободные стенные ниши вставили зеркала, что позволило создать эффект многократного увеличения пространства. Свой окончательный, неотразимый вид, комната приняла лишь к 1770 году.

Сто пятьдесят лет Янтарная комната являлась гордостью дома Романовых и Российской Империи. Это был поистине мировой шедевр. Даже большевики не посмели разорить „восьмое чудо света”.

Но вот началась Вторая мировая война. Нацисты быстро преодолели расстояние от Польши до Ленинграда, взяв его в кольцо блокады, в том числе заняв Царское Село. Янтарная комната оказалась в немецких руках. Специалисты из команды „Кунсткомиссион” со всеми мерами предосторожности вывезли бесценные панели в прусский город Кёнигсберг и смонтировали их в одном из залов Королевского замка.

В 1943 году советские войска раз за разом наносили Вермахту серьёзные поражения, и фронт покатился на запад. Со стороны Атлантики готовился выступить второй фронт. Как это ни покажется странным, но самым спокойным местом в то время считался Кёнигсберг. И именно сюда свозились многие захваченные европейские сокровища. Но где же хранилось награбленное?

Легенды, старинные хроники, архивные документы говорят, что за сотни лет территория Восточной Пруссии была изрыта ходами, тоннелями, залами. Особенно активно подземное строительство велось здесь во времена правления Тевтонского ордена, а потом – в тридцатые-сороковые годы прошлого столетия, когда нацисты добавили новые секретные этажи и бункеры. Какова площадь подземных пространств, не знает никто. (Но это уже совсем отдельная история, к изучению которой мы вскоре вернёмся). В общем мест, где можно спрятать сокровища, было предостаточно, а ценностей доставлялось всё больше и больше. Всем этим богатством заведовал доверенный человек Гитлера Альфред Роде.

Здесь следует сделать небольшое отступление. У ортодоксальных немцев было две святыни: Янтарная комната (они называли её „Золото Пруссии”) и ритуальное рыцарское серебро Тевтонов – Серебро Балтики. Для их хранения нацистами было приготовлено самое недоступное место. В марте 1945 года хранитель сокровищ Роде доложил гауляйтеру Восточной Пруссии Эриху Коху об усовершенствованной технологии хранения сокровищ с использованием „густого парафинового покрытия” панелей и дал письменную гарантию „хранения во времени”. Панели укладывались в футляры, способные выдержать большое давление и обеспечить термоизоляцию. Одновременно предписывалось поддерживать постоянную температуру окружающей среды +2. Если и есть такое место в катакомбах Кёнигсберга, то, скорее всего, под дном реки Преголи. Имеются свидетельства, что ящики переправили именно туда, в специально приготовленные укрытия. После окончания сверхсекретной операции входы замуровали, заминировали, в залы закачали смертельно опасный газ, а подступы взорвали.

Несмотря на фанатичное упорство обороняющихся, Кёнигсберг всё же был взят. Потери советских войск были колоссальными. Ожесточение победителей было так велико, что, ворвавшись в город, они громили и уничтожали всё немецкое. Отсюда возникла версия – Янтарная комната была уничтожена либо бомбами, либо гневом советских солдат.

Удивительно, но главный хранитель нацистских сокровищ Альфред Роде остался в Кёнигсберге и даже уцелел. Он хотел удавиться на кожаном ремне в подвале Королевского замка, но вовремя подоспевший лейтенант НКВД не дал совершиться самоубийству. Роде вынули из петли, но это уже было невменяемое существо. Следователи ничего не смогли узнать у душевнобольного человека и его оставили в покое, дали хороший паёк и поставили под негласное наблюдение. Шло время, и бывший смотритель сокровищницы стал понемногу приходить в себя, тут подоспела новость, что его единственный сын жив, и на радостях герр Роде был готов заговорить. Но случилось непредвиденное: он и его жена неожиданно скончались ночью, а их тела сразу же уложили в гробы и вывезли в неизвестном направлении какие-то таинственные люди.

Самая надёжная нить оборвалась. Тем не менее, желание раскрыть тайну и отыскать Янтарную комнату нисколько не убавилось. С завидным упорством слухи об успехах в поисках выплёскивались на страницы мировой прессы. Янтарную комнату искали везде и всюду. Казалось, вот уже её нашли… сейчас будет сломана последняя кирпичная кладка, и вход в заветный бункер откроется, а там – янтарное чудо и многое другое из сокрытых богатств. Но нет! След снова, уже в который раз, оказывался ложным. Так где же она?

Понятно, жители Калининграда традиционно считают, что комната погребена в городских подземельях. Одни уверены – в бункере под дном реки Преголи, другие – под мостовой, ведущей к месту, где стоял Королевский замок, третьи указывали на другие места и так далее. Но все попытки хотя бы приблизиться к Янтарной комнате заканчивались неудачей. Почему? Может быть, существует какая-то таинственная охрана? Здесь кстати пришлась давнишняя информация, обросшая слухами и легендами, о мистической диверсионно-террористической команде „Вервольф”, которая была подготовлена таким образом, что могла бесконечно долго выполнять миссию по защите сокровищ, в том числе и Янтарной комнаты, от посягательств любых кладоискателей. Кроме кёнигсбергской, долгие годы эксплуатируются, так называемые, „морские версии”:

– в январе 1945 года Янтарная комната с прочими ценностями была погружена на корабль „Вильгельм Густлоф”, но он был потоплен подводной лодкой С–13 под командованием Александра Маринеско;

– тогда же танковая рота под командованием майора Дмитрия Ефимовича Груба, выйдя к Балтийскому морю, увидела, как от берега по льду удаляются тяжело нагруженные конные повозки в сопровождении многочисленного отряда фашистов. Чтобы враг не скрылся, его расстреляли из танковых орудий, и весь обоз ушёл на дно. Чудом спасшиеся солдаты объявили, что танкисты утопили Янтарную комнату;

– есть свидетельства, что сокровища были погружены на подводную лодку, но она была уничтожена советским крейсером;

– и так далее, и так далее, и так далее…

Работая над материалом, я перебрал больше сотни публикаций на этот счёт, и версий, связанных с морем, нашёл предостаточно. Но всё же главными направлениями поисков Янтарной комнаты у срециалистов является „сухопутный” след. Но где искать? На чьей территории? России? Германии? Польши? Чехии? Словакии? До тех пор, пока сокровища не найдены, все версии имеют право на жизнь.

Справка: по мнению польского журналиста Цезаря Гмызы, имевшего доступ к никогда не публиковавшимся стенограммам бесед Эриха Коха (беседы состоялись 21 и 23 сентября 1964 года), гауляйтер Восточной Пруссии, отбывавший пожизненное заключение в польской тюрьме города Барчево, был согласен указать место, где в Калининграде спрятана Янтарная комната… Кох умер в тюремном лазарете в 1986 году в возрасте 90 лет, но секрета так никто и не узнал. А может быть, и узнал, но, возможно, теперь это чья-то государственная тайна?

Особняком стоит ещё одна, „русская” версия, которая вполне согласуется с характером Сталина. Опять же, есть неоспоримые свидетельства, что по его приказу, незадолго до войны, профессор Барановский с группой помощников изготовил очень точные копии янтарных панелей, которые и были смонтированы в Екатерининском дворце перед самой войной, поэтому-то их и не стали эвакуировать. Подлинные же, в июле 1941 года вывезли в Москву на склад НКВД и в ноябре того же года с Тушинского аэродрома на американском „Дугласе” отправили в восточном направлении. Почти все участники этой операции расстреляны. С большой долей вероятности оригинал мог оказаться в руках лучшего американского друга Советской России миллардера Арманда Хаммера. Косвенным подтверждением этого можно считать невероятную активность богача по организации поставок в СССР из США оружия и продовольствия по ленд-лизу и открытию второго фронта.

Puszkin Bolszoj Ekaterin dworec 2004

Как бы то ни было, но в 1979 году советское правительство принимает решение о восстановлении шедевра и выделяет на это деньги. Реставраторы в начале имели всего 86 чёрно-белых снимков и один цветной, сделанных когда-то с оригинала Янтарной комнаты. Здесь очень кстати оказалась помощь итальянцев, приславших цветные фотографии с рисунков янтарных панелей, которые позволили иметь полное представление о цветовой гамме камней. 31 мая 2003 года, к 300-летию Санкт- Петербурга, в Екатерининском дворце в городе Пушкине (Царском Селе) открыли новую Янтарную комнату. Её высота 7,8 метра, площадь пола – 100 кв.м., облицовка трёх стен янтарем – 86 квадратных метров. Реставрация длилась 23 года, израсходовано шесть тонн янтаря, в том числе 80 процентов ушло в отходы. Все затраты составили 11,35 млн. долларов США. Руководил работами талантливейший реставратор Александр Журавлёв.

Мне посчастливилось побывать в залах дворца и видеть янтарное великолепие. Ощущение такое, как будто на стенах, играя, застыло солнце.

Что же касается регулярно появляющихся известий о находке легендарного и овеянного тайной сокровища, то специалисты склоняются к мысли, что той, исторической, Янтарной комнаты уже не существует, так как янтарь, как бы его не сохраняли, после длительного заключения во мраке, не выживет без поддержки животворного дневного света. Солнечный камень, находясь долгое время в темноте, погибает и превращается в прах, потому он и называется „солнечным”.

В заключение хочу сказать, что среди музейщиков бытует мнение, что уж если воссоздана новая Янтарная комната, значит, рано или поздно, объявится и старая, и находится она совсем даже не там, где её ищут. Что ж, будем ждать и надеяться.

    Анатолий Орлов, Чехия

N 88/2015

Реклама