Home

20_21 Rosjanie w Polsce_okladka

Осталось несколько дней для очень важного в жизни Виолетты Верницкой события – выхода в свет её первой книги, где на обложке будет стоять только её фамилия. До этого Виолетта была соавтором уже нескольких книг, которые выходят в цикле „Русские страницы в истории Польши”.

Поэтому те, кто интересуется русским культурным наследием и жизнью русских в Польше, наверняка знают её имя. И в своей первой самостоятельной книге Виолетта осталась верна своей теме, поэтому книга так и называется „Rosjanie w Polsce. Czas zaborów 1795–1915”. Сегодня у нас с гостях Виолетта Верницкая.

Violetta Wiernicka

– Виолетта, я, наверное, была одной из первых, не считая издателей, кто уже познакомился с твоей книгой, поэтому могу сказать, что те, кто, видя грозное слово „zabór” на обложке, пожелают узнать дополнительную информацию о жестокости и коварстве русской администрации, могут не беспокоиться. Мне показалось, что это книга – о любви. И написана она тоже с большой любовью. А как бы ты определила, о чём она?

– Да, эта книга — действительно моё признание в любви истории – увлекательнейшей из наук. И я бы хотела заразить других людей моим огромным увлечением и показать, что история — это не скучная вереница дат и событий, а, прежде всего, человеческие судьбы, которые безжалостное время перемалывает в своих жерновах.

Книжные магазины разместят книгу в категории „История Польши”. И это правильно, ведь я рассказываю о тех 120 годах в истории нашей страны, когда она находилась в орбите русской политики. А царская империя была одним из важнейших игроков на мировой арене, поэтому на Царство Польское не могли не влиять изменения в расстановке политических сил на континенте. К примеру, когда стало ясно, что набирающая мощь объединённая Германия мечтает о мировом господстве и очередной войне, русское командование увеличило численность войск в Царстве Польском. Был укреплён Варшавский Военный Округ, модернизированы крепости в Варшаве, Модлине и Демблине, благодаря чему современная Польша может гордиться этими памятниками военной фортификации.

И так уж получилось, что крохотная Спала навсегда вошла в историю династии Романовых благодаря тому, что в 1912 году Григорий Распутин таинственным образом излечил наследника престола. Откройте любую книгу по истории царской семьи и России, написанную западными или российскими историками – и вы найдёте там рассказ „о спальском кризисе”. А в 1903 году на устах всего мира оказалась императорская резиденция в Скерневицах.

Мои герои – это представители клана Голицыных, генерал Карл Густав Маннергейм, Адам Чарторыйски, Борис Савинков, поэт Петр Вяземский, Иоанна Грудзиньска, великий князь Константин Павлович, калишский вице-губернатор Павел Рыбников, Президент Императорских Театров в Варшаве Сергей Муханов, генерал Антон Деникин, Александр Барятинский, императрица Мария Фёдоровна или Николай I.  И ещё многие „простые” люди, имена которых не появляются в учебниках истории.

– Твоё увлечение историей когда-то было притчей во языцех для окружающих, но со временем мы всё внимательнее относились к твоим рассказам и очеркам об истории, выезжали в те места, которые ты для нас открывала, без тебя не обходилась ни одна научная конференция, посвящённая исследованию русского культурного наследия в Польше. Сколько лет ушло на подготовку этой книги?

– Думаю, что с года 2002-го я знала, что я её напишу. Конечно, тогда мне было трудно представить, как она будет выглядеть или какие материалы в неё войдут. Кроме того, мои знания по этой теме были ещё скудны.  Сам процесс написания занял около полутора лет. Книга получилась довольно объёмной – более 460 страниц. Я планировала, что она будет панорамной и охватит разные аспекты: военные гарнизоны, личную и светскую жизнь, сто лет Варшавы, русскую Лодзь или императорские резиденциии.  Свою работу я бы сравнила со складыванием пазла, ведь это был постоянный поиск недостающих элементов.

– Чем отличается твоя книга от уже написанных до тебя об этом столетии совместной польско-русской истории?

– Польские учёные написали огромное количество книг и статей по истории Царства Польского. Многие из них я прочла и многими пользовалась. Но они носили сугубо научный характер и предназначались для профессиональных историков, а моя книга изначально задумывалась для так называемого „широкого круга читателей”.

Прежде всего я обращала внимание на человеческий фактор, на судьбы отдельных людей или городов. Я пыталась понять, что заинтересует моего потенциального читателя. И ещё один плюс есть у моей книги – её легко читать. Как сказала моя подруга – сотрудник Польской Академии Наук: „lekko, ale treściwie”. Вот такой результат мне был нужен.

– Книга собрана из нескольких тем. Каждая из них для тебя, конечно, любимая. Но всё же, можешь ли ты назвать наиболее близкую лично тебе тему?

– Я выбрала только те темы, которые, во-первых, интересны мне самой, а во-вторых, являются наиболее знаковыми. Когда я писала какой-либо из разделов – а всего их 13 – я с головой погружалась в данный вопрос, поэтому на определённом этапе каждый из них становился моим любимым. Не хочу открывать свои карты, но могу сказать, что работа над некоторыми из тем будет продолжена. Под другим углом и в другом контексте, но будет. Точка ещё не поставлена.

Назову исторические личности, которые я пытаюсь „разгрызть” и с которыми я хотела бы встретиться, если бы существовала машина времени. Декабрист Лунин, о котором я пишу. И декабристы вообще. Что подтолкнуло их – успешных и обласканных жизнью людей – к этому безумному восстанию? Ведь причины у всех были разные: я понимаю, что Павлу Пестелю нечего было терять, так как он растратил деньги, принадлежащие полку, которым он командовал, и успех декабрьского выступления мог избавить его от наказания и позора.  Что же толкало Лунина к противодействию царскому режиму? А Сергея Волконского, генерала свиты Его Величества Александра I, героя войны 1812 года, богатого и женатого на прелестной Марии Раевской? И ведь многие потом сожалели, что ввязались в эту авантюру: в 1831 году Александр Бестужев назвал 14 декабря „днём моей смерти”.

Как любая женщина, я обожаю истории о любви, меня интересует личная жизнь людей: в кого они влюблялись, на ком женились, как проводили досуг, с кем заводили романы, как воспитывали детей… И это тоже нашло отражение в книге.

– Наверняка, среди читателей найдутся и скептики, которые скажут, что сейчас книги об истории – определённая мода, в эру Интернета такую книгу может написать практически каждый. И у каждого будет своя история. Что ты можешь сказать им, чтобы они всё же открыли твою книгу?

Однажды я прочла на сайте одного российского издательства, что они принимают только оригинальные рукописи, а не компиляции материалов из Интернета. Если честно, мне трудно представить, что существуют авторы, выбравшие такой метод „работы”. Хотя я, конечно, пользуюсь интернет–ресурсами: электронными версиями газет и журналов или оцифрованными архивными материалами. Без этого моя работа была бы невозможна. Впрочем, я не делаю секрета из моих источников, так как документирую цитаты, а в конце книги есть список использованых материалов для тех, кто хотел бы подробнее узнать о чём-либо.

Так случилось, что я получила беспрепятственный доступ к материалам, хранящимся в архиве лодзинского прихода св. Александра Невского. В Государственном Архиве Лодзи оказалось, что многие из изученных мною дел никогда не выдавались на руки – по-видимому, они не представляли интереса для исследователей. Я также использовала книги, заказанные мною в библиотеках Германии или России, во время визитов в Петербург провела много часов в Российской Национальной Библиотеке.

Кроме того, я занимаюсь научной работой и знаю, как следует проводить исследования. А журналисткий опыт помогает сделать повествование интересным, ведь важно не только знать факты, но и занимательно их преподнести. Книга богато иллюстрирована – мы поместили там много архивных фото, причём некоторые из них печатаются впервые.

Послесловие: Когда-то на одном из занятий по русскому языку с группой молодых студентов я рассказала историю, которая была коротко описана Виолеттой Верницкой в нашем журнале несколько лет назад – историю любви наследника российского престола Великого князя Константина и польской дворянки Иоанны Грудзинской. Молодые поляки слушали, открыв рот. А потом кто-то из них предложил поставить им памятник как знак польско-русской любви. Но сидящий рядом будущий менеджер из очень уважаемого варшавского вуза с сожалением сказал, что этого, скорее всего, никогда не будет… Но ведь это, наверное, и не важно, появится такой памятник или нет. Главное, чтобы, прочитав эту книгу, содержащую немало открытий, нам было бы о чём рассказать своим детям…

Ирина Корнильцева

Опубликовано в ER N 87/2015

p.s. книга доступна в продаже на территории Польши с марта 2015 года.

