Home

 

4-5 karta

Уже больше двух месяцев прошло с тех пор, как 15 января с площади Дефилад в Варшаве стартовала очередная зимняя экспедиция „Siberia Arctic Expedition” под руководством известного польского путешественника Ромуальда Коперского.

4-5 Koreskij

Три огромных MANа, набитых необходимым снаряжением, и десяток смельчаков, из которых большинство уже побывали раньше на бескрайних сибирских просторах, выехали судьбе навстречу в один из самых трудных уголков планеты. За несколько минут до старта Ромуальд Коперски встретился с журналистами:

– Вы думаете, что Оймякон – это самое холодное место в России. Это не так! Это только самое холодное место, где установлены термометры. А есть ещё колымские долины, окружённые горами, куда осенью наплывают холодные массы воздуха и там залегают. И именно это самые холодные места на Земле, где живут люди. Конечно, на Южном полюсе холоднее, но там никто не живёт, а на Колыме дети ходят в школу до минус 40 градусов. Сегодня переживают те, кто едет с нами впервые. Но и для нас, бывальцев, это  как прыжок в неизвестное, в такой экспедиции невозможно всё предумотреть, природа и техника всегда готовят неприятные сюрпризы. Но я уже 20 лет езжу по азиатской части России и меня трудно чем-то удивить. Вот вы спрашиваете: почему всё время я езжу в Сибирь? Потому что там живут не просто великолепные люди, я бы сказал „сверхлюди”. В этом суровом краю, с перепадом температур в 100 градусов я встречаю невероятные человеческие отношения, где проверяется, насколько ты Человек. Что бы ни случилось, я всегда могу на них расчитывать…

А те, кто едет с нами первый раз, пока только могут расчитывать …на удачу! Ведь там всё зависит от того, какой погодой встретит нас Сибирь. Может быть мороз и солнце, а может быть и пурга целую неделю. Причём, в тех температурах падает не снег, а опилки льда, а их интенсивность такова, что, когда стоишь, ты не видишь своей обуви. А от силы ветра человек не в состоянии держать вертикаль, да ещё и потому что кругом белым-бело и нет точки отсчёта… Мы едем в край, где живут миллион якутов, которые ведут кочевой образ жизни как и тысячу лет нада, и там же – миллион озёр, которые зимой превращаются в зимние дороги, которые не нанесены ни на одну карту. Каждый год они разные: как первый по снегу проедет, там и дорога…

Какие нас ждут трудности? В дороге не будет воды, даже для чая. Её нужно будет растапливать. Нет туалетов, поэтому при минус 60 все физиологические потребности нужно реализовывать в молниеносном темпе. Несколько месяцев мы проведём в тесных помещениях – в кабинах MAN-ов. Не будет телефонной связи, ведь это не экскурсия, а экспедиция, мы не знаем, где мы будем ночевать, где будем ремонтировать машины. Мы чётко понимаем, что Сибирь, Колыма, Чукотка – это не шутки, и поэтому каждый из нас перед выездом побывал у нотариуса, отдавая себе отчёт, что в дороге может случится всякое…

Во время разговора с журналистами Ромуальд Коперский пытался шутить, рассказывая о лучшем средстве „от медведя” – новогодних хлопушках, о том, как отличить бурого медведя от Гризли, и почему невозможно убежать от медведя шатуна.

Часть вторая. Концертная

4-5

Нашей редакции повезло, потому что в составе экспедиции этого года есть и наш старых знакомый, о котором мы не раз рассказывали на страницах ER – Евгений Малиновский, режиссёр и исполнитель авторской песни, так сказать, „собственный корреспондент”. В экспедиции он отвечает за …музыкальные выступления. Да-да, как будто бы им мало испытаний дорожных, польские посланцы ещё вдоль всей трассы проводят культурные встречи и дают концерты для местных жителей. Ведь глава экспедиции господин Коперский не только известный писатель-путешественник, но и профессиональный пианист. Вместе с Евгением они подготовили польско-русскую программу из классической музыки и бардовской песни. Концерты проходят не только в крупных городах, но и в самых отдалённых оленеводческих стойбищах и посёлках.

4-5 Zenia_edem s korotkimi ostamnowkami dla otdycha

– Нужно понимать, что для многих наших зрителей, например, на Чукотке мы будем не только первыми иностранными артистами, но и вообще первыми живыми артистами, потому что там связь с „большой землёй” у них только по радио и телевидению, – продолжает Ромуальд Коперский.

Не обошлось и без „политических вопросов”, на которых руководитель экспедиии долго не задержался:

– Идея этой поездки родилась как часть проекта „Год культуры России в Польше”, который, как вы знаете, отменила польская сторона, но „Год Польши в России” остался. И мы прекрасно вписываемся в это формулу. А кроме того, когда мы будем играть Шопена и Чайковского, поверьте, никто и не вспомнит о политике. Думаю, что когда эти два великих композитора писали свою музыку, вряд ли они думали о том, что подумают политики об этом …в XXI веке.

Был вопрос и „патриотический” – почему экспедиция едет не на популярных в тех широтах российских „Уралах”, а на немецких MAN-ах?

– Вы правы в том, что „Урал” можно отремонтировать практически в каждом дворе, но MAN всё же имеет преимущество – он реже ломается…

И главный вопрос, который волновал всех – финансовый. Такая экспедиция не только опасная, физически маловыносимая, но и ещё дорогая.

– Если бы мы рассчитывали на спонсоров, то мы бы даже из Польши не выехали. Поэтому экспедицию финансируют сами участники. А если нам и оказали помощь, скорее техническую, какие-то фирмы, то это они сделали не за рекламу, а просто, от чистого сердца…

Второй месяц отважные путешественники в дороге. Позади тысячи километров – Ижевск, Кемерово, Красноярск, Братск, Мирный. Впереди – Верхоянск и Беренгов пролив, куда они планируют добраться до конца марта. Потом, оставив в Магадане машины и снаряжение, участники экспедиции вернутся домой на самолётах. А в августе начнётся второй этап – по летней трассе через Байкал машины с тем же экипажем вернутся своим ходом в Варшаву. Результатом экспедиции будут снятые фильмы, написаные книги и, наверняка, что-то большее, сокровенное, что останется в душе у каждого участника. Может быть, когда-нибудь они захотят об этом рассказать…А пока вы можете следить за этим путешествием в Интернете.

Ирина Корнильцева

Фото автора и Евгения Малиновского

Опубликовано в ER N 87/2015

Реклама